Skip to main content

Юлия Конева


Танец с большой буквы


Юлия Конева является ярким представителем современной танцевальной культуры в Эстонии, которая активно участвует, как учитель танцев, хореограф и танцор в местной танцевальной жизни. Юлия закончила магистратуру Таллиннского Университета факультет хореографии и сейчас обучает искусству танца в танцевальных школах E.T.A., Dreamstudio и TantsuGeen.


 В настоящее время насколько ты выражаешься в роли хореографа, танцора и учителя?

- Сейчас я хореограф и учитель танцев, как танцор развиваю себя мало. Мои танцоры разных возрастов, но мои работы больше направлены на молодежь. В течении года я выпускаю одно танцевальное представление и много танцев малой формы.

Почему ты решила выражать себя через язык тела, а не через другие виды искусства?

-В какой-то момент в моей жизни мне нравилось рисовать и петь. Вероятно, я выбрала язык тела, потому что не умею хорошо рисовать (смеется), и петь просто перестала.

В один момент язык тела был мне необходим. Статическое и движущееся тело может многое сказать мне и другим. Если я не слышу себя, то тело всегда может сигнализировать обо всех деталях и обмениваться положительными эмоциями. Также движущееся тело прекрасно наблюдать в любой форме, образе и проявлении.

Согласна ли ты с мнением, что танцор, как и актер на сцене, всегда играет роль? Даже если танцор воплощает себя, то можно ли считать это ролью?

- Да, конечно. Однако, иногда танцор не всегда играет какую-то роль, это могут быть некоторые внутренние задачи, которые танцор выполняет во время выступления.

Насколько я помню, мне никогда не приходилось играть кого-то и исполненные роли, для меня были органичны и знакомыми или наоборот, захватывающие и сложные. Во многих проектах и постановках с помощью внутренних задач мне удавалось находить свои роли, идеи, поставленные постановщиком и отношение к сценам на основе моего опыта. Редко были проекты, в которых роль вызывала дискомфорт. 

 Также думаю, что слово «роль» в танце связано с чувством нахождения «здесь и сейчас». Если у танцора есть определенная задача, которую он выполняет, то он всегда может найти объяснение - кто он, где он, почему он.

Насколько важно в процессе работы твое личное отношение к партнерам? 

- На сцене человек действует не один, а всегда совместно с кем-то. Мне важно знать и чувствовать людей, с которыми танцую, двигаюсь и выступаю. Благодаря этому, если, находясь на сцене, что-то поменяется, мы сможем подстроиться друг под друга.

Когда ты танцуешь, важно ли для тебя наличие зрителя?

- В танцах и выступлениях для меня важно чувство свободы (другое дело, как часто я сама достигаю этого чувства). Считаю присутствие и энергию аудитории большим влияющим фактором, который может поддерживать или сбивать танцора.

 Какие ставишь себе цели как учитель танцев?

- С годами цели меняются и растут. Считаю важным, что бы мои ученики умели ценить движение, видеть его в широкой перспективе и познавали танец как искусство движения. Также надо уважать все танцевальные стили, танцоров и учителей, и понимать и познавать различные проявления танца. Танцор должен быть командным игроком, но в то же время он должен понимать и чувствовать движение своего тела, его возможности и границы. Моя цель - привлечь внимание к движению, танцу и наслаждению этим!

Когда приходишь на занятия, у тебя есть подготовленный план работы или ты отталкиваешься от настроения учеников, их желаний, усталости тела и т.д.?

- Для каждой группы у меня есть общий план того, чего мы хотим достичь за год, это могут быть выступления, личностное развитие, творческое и т.д. Исходя из этого, я строю план уроков и важные отправные точки, с которыми нам нужно иметь дело каждый урок. Практика показывает, что, проводя урок, я все-таки отталкиваюсь от учеников и состояния группы. Но если есть цель на конкретный день, тогда, конечно, нельзя отталкиваться только от учеников, т.к. поставленные цели надо достигать.

Есть ли для тебя разница в преподавании большой группе или сольному танцору?

- Занимаясь с большой группой, хочется исходить из того же что и при занятии с сольным танцором, хочу уделять время каждому ребенку и помогать ему достичь хорошего результата. К сожалению, практика показывает, что все не успеть. Иногда кажется, что работа с сольным танцором более продуктивна.

Но зато групповые уроки создают сообщество, и танцоры имеют возможность учиться друг у друга, замечая все нюансы. Однако сольные танцоры, возможно, более дисциплинированы и мотивированы, хотя это, конечно, тоже относительно.

Что для тебя важнее: физическое или творческое развитие учеников? На что ты обращаешь больше внимания в своих уроках?

- Хочется, чтобы мои ученики были открыты для творчества и через него для себя. Часто слышу, как танцоры иногда говорят, что у них нет идей или они не умеют, но я уверена, что у них есть тысячи идей, которые хотят освободиться и найти себя.

Я преподаю почти десять лет, и я могу сказать, что техника также важна, потому что, если заниматься только творчеством, то способности тела и движений могут стать ограниченными. Поэтому думаю, что творчество и техника очень взаимосвязаны.

Какова цель твоего творчества? На кого оно направлено?

- Мое творчество - большая часть моей жизни. Думаю, что мой почерк скорее понятен, чем слишком абстрактный, но в тоже время, оставляющий место для воображения и также вызывающий вопросы.

Влияют ли другие области искусства на твое творчество? 

- Меня вдохновляет поэзия и проза, они заставляют двигаться мои мысли, тело, идеи. 
Больше всего на меня влияют люди, особенно те, с кем я работаю и скорее всего поэтому же признаку я также выбираю людей. Ценю своих танцоров и их творческую свободу, открытость, спонтанность и способностью реагировать.

Ты предпочитаешь в свои работы брать танцоров, которые являются для тебя «чистым листом» или работаешь с обученными и известными тебе танцорами?

- Скорее вопрос в том, в каком контексте можно считать танцора обученным? Например, у танцора может быть хорошо тренированное тело, но в творческом процессе это будет не важно или танцор очень творческий, но нужно наоборот ясность и точность. На данный момент я ценю свободу, мышление и креативность танцоров.

«Чистый лист» зависит от того, с каким процессом имеется дело. Поскольку у каждого постановщика свой почерк, то «чистый лист» должен под это подходить. Конечно, легче выбирать тех танцоров, которые уже знакомы, хотя экспериментировать тоже здорово.

Когда ты участвуешь на соревнованиях со своими постановками, как ты относишься к оцениванию? Нужно ли вообще судить танец?

- В Эстонии среди молодых танцоров танцевальный спорт все больше выходит на первый план, а танцевальное искусство остается в стороне. На соревнованиях участвую с танцами малой формы и делаю это с большой самоотдачей и душой. Конечно, на соревнованиях оценивают и ценят движение, его мысль, танец и творчество, но в центре внимания, кажется, нечто другое. Думаю, что не нужно оценивать танец, но в тоже время, я участвую в организации подобных мероприятий и фестивалей.

Как ты видишь себя через пять лет?

-Поскольку сейчас мой главный фокус - преподавание, то я хотела бы сама быть в роли танцора, этого мне сейчас не хватает. Надеюсь, что через пять лет я буду больше танцевать, то есть буду сама больше выбирать.



Творчество Юлии вдохновляет многих танцоров и молодых хореографов Эстонии. Универсальный почерк ее танцевальных работ знаком большинству активным участникам нашей местной танцевальной жизни.

Имея свое индивидуальное понимание танцевального искусства и его разнообразных функций, имея креативное восприятие возможностей работы с телом и многогранным использованием движений, Юлия является примером той творческой личности, кто может одинаково находчиво и содержательно самовыражаться в любой форме танца.

Представленные Юлией работы малой формы являются отличным примером того, что даже за короткое время на сцене можно совершить концептуальные системы движений, интересная форма которых, делает зрителя активным участником происходящего на сцене, заставляя его задуматься, искать и быть «здесь и сейчас» с выступающими танцорами.

Comments