Skip to main content

Анна-Мария Лаиус


«Танцуя, все должно быть по-настоящему»

Анну - Марию можно увидеть выступающую сольно на баттлах или с командой на групповых соревнованиях. Ее можно увидеть танцующую как хип-хоп, так и контемпорари. Можно увидеть ее постановщиком душевных танцевальных номеров и также чутким педагогом талантливых учеников в разных студиях Таллинна. 


 Как ты начала танцевать?

- С четырех лет я занималась гимнастикой, но в 12 лет произошла травма тазобедренного сустава и мне запретили заниматься. За год перешла в бальные танцы, но снова прекратила занятия из-за травмы спины в 16 лет. В этом же году я начала тренировать гимнасток, т.к. похоронила мысли о танцах навсегда. В этот самый темный период моей жизни я была такой несчастной. Но уже через пару лет меня позвали преподавать в Friends school и поэтому закончила преподавать гимнастику.

Какими были первые годы твоего преподавания танцев?

- Удивительно что я начала преподавать контемпорари, который толком не умела танцевать. Не поддерживаю, когда люди так делают, т.к. надо точно знать, что ты делаешь, но у меня в жизни получилось именно так - никакого опыта в контемпорари, но огромные знания в гимнастической подготовке и бальных танцах.

Начав преподавать, стала сама активно тренироваться, ездить по мастер-классам и лагерям. Выезжая на мастер-классы выбирала куда ехать по преподавателям, и так же по танцорам, которые туда едут танцевать, т.к. невероятно полезно для развития танцевать с «монстрами»!

Сейчас об этом здорово вспоминать, но тогда было очень страшно ездить. Я не знала вообще никого, совсем не умела танцевать, у меня волосы были другого цвета (смеется). Но это было безумно круто, потому что я занималась с людьми, которые круче меня, я видела к чему надо стремиться! У меня было не постепенное развитие, а было с головой во все и сразу.

В каком стиле танца ты больше всего самовыражаешься?

- В Эстонии большинство считает, что я танцую только контемпорари, но как танцор, я его мало практикую. Обожаю танцевать все - хаус, вакинг, вог, контемп, бальные танцы, хилс, обожаю балет, танцую много хип-хопа! Конечно, знаю, что если заниматься всем, это не приведет к профессионализму, но многогранность – это очень круто, т.к. то что я могу выразить в хип-хопе, я не могу выразить в контемпорари и наоборот.

Импровизировать мне комфортнее в контемпорари, чем в хип-хопе. Поскольку моя танцевальная база балетно-гимнастическая я могу ни о чем не думая выражать себя именно в контемпорари. Так же этот стиль мне ближе по культуре и менталитету.

Влияют ли на твое творчество другие сферы искусств? 

- Да, очень! Я закончила художественную школу и мне безумно нравятся эстетически чистота и минимализм разнообразных фигур. Особенно в последнее время меня это очень вдохновляет и заставляет задуматься о возможности передачи этого телом танцора. Поэтому я и люблю танец, потому что привлекает его визуальная эстетика.

Как важно для тебя иметь классы хореографии и импровизации?

- Начиная танцевать, я очень боялась импровизировать, не зная, что надо делать.  Позже стала понимать, что это важно и начала сама много тренироваться, также снимать себя на видео и анализируя. По началу я составляла несколько комбинаций (знаю, что многие танцоры против этого, но мне это помогло и думаю, что это хороший прием) и когда на уроках была импровизация, то в ситуациях паники, не зная, что делать, брала готовую комбинацию и по-разному ее обыгрывала. Так время занятия проходило не зря, и я чувствовала себя спокойнее. Сейчас для меня импровизация это что-то очень светлое, доброе, то, что всегда есть, т.к. импровизация - это и есть я.

Хореография тоже очень полезна. Однажды я услышала отличную фразу: если ты можешь скопировать хореографию другого человека, то значит ты владеешь своим телом лучше, чем тот, кто переворачивает ее во что-то свое. Если умеешь копировать 100 человек, значит ты владеешь 100 языками в танце. Если ты можешь из каждой хореографии сделать только то, что умеешь ты, то ты владеешь только одним языком!

Насколько для тебя важны участия в соревнованиях и баттлах?

- У меня смешанные чувства по этому поводу. С 4 -16 лет пока я занималась спортом у меня были соревнования почти каждые выходные, поэтому для меня в этом уже нет ничего особенного и кстати именно поэтому я отвечаю отрицательно на частый вопрос «Почему ты не идешь на Танцы на ТНТ?» Мне это не интересно.

Я мало участвую в эстонской танцевальной жизни и не особо о ней знаю, но большинство моих групп всегда участвуют на соревнованиях! Я понимаю, что это важная часть в жизни танцора и это мотивирует многих из них! Я не в праве отнимать у них этот важный опыт.

Насколько важна для тебя критика?

- Когда я занималась гимнастикой и бальными танцами, тренера нам говорили про каждый шаг, взгляд и тд. И каково было мое удивление, когда, начав заниматься танцами, я обнаружила, что тут царит абсолютная свобода, где тебе никто ничего не говорит. Сначала казалось, что это тормозит мое развитие, т.к. я все делаю, но никто не указывает мне на ошибки. У меня ушло около двух лет что бы понять, что можно развиваться и без постоянных комментариев о каждом твоем действии.   

Критика очень важна! Поэтому теперь будучи учителем, вместо обычных советов типа «тренируйтесь больше», «посещайте мастер классы» и тд, я стараюсь всегда давать индивидуальную обратную связь каждому ученику.

Что ты ценишь в танцоре?

- Честность и искренность. Не люблю в танцорах наигранность, особенно лицом. Также важно, чтобы танцор владел своим телом и знал, что он делает. Мне нравиться когда то, что делает танцор выглядит на нем натурально и естественно!

Насколько для тебя важна техника в танце?

- Очень ценю технику, в любом стиле танцор должен знать базу.

На моих тренировках мы много занимаемся техникой. Бывает, что танцоры просятся ко мне на класс контемпорари, приходят и получают не совсем то что ожидали – полтора часа балета, например (смеется).

Как много свободы ты даешь танцорам на своих уроках?

- Мои танцоры должны быть индивидуальные, но при этом повторять то, что я говорю. В своих хореографиях я всегда указываю где танцоры должны повторять за мной, а где делать так как они хотят. Ученики должны уметь делать то и то. 

Все равно все люди разные, и поэтому даже чистя номер идеального синхронна никогда не будет, потому то все несут свой опыт, что отражается в их телах. И меня это устраивает!

Чему посвящаешь больше всего времени на своих тренировках?

- Я человек огромных разминок! (смеется) Не понимаю почему, но мало кто проводит на своих тренировках разминку, это вообще не адекватно! Хорошая разминка предотвращает травмы!!! Мои разминки – это уже задания, которые развивают тело. Иногда вначале ребята не очень справляются с ними, но из-за того, что мы делаем это на каждом уроке, у них получается все лучше, и вместе с этим улучшается их танец. Мне важно, научить их чувствовать свое тело!

Что для тебя значит хорошо проведенная тренировка?

- Для меня как для танцора в хорошей тренировке важна физическая составляющая, что бы я чувствовала, что у меня все тело полностью в активе. Второе, это если я стараюсь сделать больше, чем обычно могу сделать и всю тренировку сосредоточена на том, что я делаю.

Для меня как для педагога хорошая тренировка - это когда мой запланированный урок совпадает с настроением группы и что бы к концу занятия мы стали на чуточку лучше, чем в ее начале.

Твои планы на будущее?

- На мой взгляд, у нас в Эстонии танцорам контемпорари негде особо себя показать, сейчас все импровизируют сами с собой. Я давно думаю о том, чтобы сделать мероприятие, которое будет направленно на экспериментал - современный танец. В Эстонии много потенциала для этого! Но пока я учусь в университете, не могу позволить себе заниматься этим. Все впереди!


Анна – Мария волшебная! Рассказывая о своем ощущении и понимании искусства танца, она неосознанно погружает слушателя в свой светлый и воздушный мир творчества, который полон необычными мыслями и идеями. Восхищает ее любознательность, разносторонность и активность креативного мироощущения!

Говоря, что делая несколько дел одновременно, не делаешь ни одного из них хорошо, Анна-Мария является ярким примером того человека, разнообразная деятельность которого исполняется на достойном уровне и так же пример, того танцора, который развивается в нескольких стилях одновременно и танцует их все особенно талантливо и с душой.

Comments